БелАз Среднеазиатская овчарка -Белые Азиаты Прибайкалья
Собачий форум

На сайт База САО Объявления: щенки Архив форума Правила форума

Форум переехал, здесь только архив для чтения!
Всё общение по новому адресу - caodog.ru


АвторСообщение
Mistergood
новичок




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 21:01. Заголовок: Монгольская овчарка


МО - Монгольская овчарка.

Часть первая.

В мире насчитывается более 500 пород собак, и хотя «на вкус и цвет товарищей нет», госпожа Логика утверждает: чем древнее порода собаки, тем выше уровень ее интеллекта, здоровее физиология, мощнее жизненная приспособляемость, и универсальнее диапазон пользовательных качеств.
Речь пойдет, собственно, о монгольской овчарке, возраст породы которой насчитывает около 15 тысяч лет. Из книги в книгу, из статьи в статью кочует ссылка на монгольскую овчарку, как на предка среднеазиатских и кавказских овчарок. И ее единственное описание в редакции Мальгинова из журнала «Собаководство» №2 за 1932 год, которое многие принимают за утвержденный стандарт, не подлежащий сомнению.
Когда я «пришла» к монгольской овчарке, то поняла, что эта порода собак – само совершенство. Впервые я встретилась с ней в Увэрхангайском аймаке вначале 80-х годов ХХ столетия. Это произошло в те годы, когда чабаны могли позволить себе содержать на отарах десяток и более роскошных монгольских псов, местное название у которых бангхар (богатый пухом), или более древнее и реже используемое, - бавгар (медвежьеподобный).
Я остановилась на очередном хоттоне-стойбище, приехав туда для сбора сведений о скоте. Вечером, отдыхая в юрте, я забавлялась со щенками от ласковой блестящей «монголятки», которую впустили внутрь переждать дождь. Когда снаружи послышался шум из-за прихода волков, «монголятка» заволновалась, затем подтолкнула носом мне щенков, мол, присмотри, пока я поработаю, и пулей вылетела навстречу опасности. Только на первый неопытный взгляд кажется, что собаки бегают бестолково. Появилась реальная угроза, и немедленно включился стайный интеллект. Они работали очень слаженно и грамотно. Взяв кольцом отару и юрту под свою защиту, они сновали короткими перебежками туда-сюда, примерно, на одинаковом расстоянии, чтобы волки с любого положения не смогли прорвать эту цепь. В сумерках, невесомо бегающие «монголята» с задранными к небу и оскаленными мордами, издающими жуткий, сиплый и басистый полу-лай, полу-вой, с горящими, как угольки красновато-оранжевыми глазами, были похожи на чертей. Кстати, в монгольской религиозной живописи эти собаки изображены с оранжевыми глазами и тоже похожи на чертей. Изредка из темноты, то тут, то там появлялись высверками, а затем исчезали зеленые огоньки волчьих глаз. Там же озвучивались короткие схватки между собаками и волками. Монголята волков отогнали, но до самого утра не размыкали кольцо защиты людей и скотины.
Прошли годы, жизнь расставила свои акценты, мне было не до монгольских собак, но видно Богу было угодно, чтобы я вернулась в Монголию в поисках истины. Под впечатлением статьи Мальгинова, которая многих увела не в ту степь, я тоже думала, что бурятские семьи содержали в прошлом по две-три особи монгольских овчарок. Это потом до меня дошло, что у западного человека, каковым являлся Мальгинов, значения слов бурят и монгол является равнозначным, хотя между ними, как говорят одесситы, две большие разницы, несмотря на родовую общность. И республика в то время называлась Бурят-Монгольской автономией.
Сведения о монгольской овчарке я начала искать в библиотеках г.Улан-Удэ, запрашивала по межбибу все библиотеки России, затем изучила историю, краеведение, этнографию, прикладное искусство бурятского народа, его богатейший национальный фольклор, опросила всех ученых Бурятской Сельхозакадемии (БСХА), Бурятского научного центра (БНЦ), но не нашла ни единого доказательства о существовании в культуре у бурят монгольской овчарки как таковой и у такого явления есть серьезные основания. В культурном наследии бурят оставила свой след в его менталитете легенда о происхождении людей, в которой по вине собаки люди были оплеваны злым божеством, поэтому собака была проклята навеки. Некоторые ученые почтенного возраста подтверждали, что на

Толково!: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 311 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All [только новые]


Mistergood
новичок




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 21:01. Заголовок: Re:


территории Бурятии действительно были монгольские собаки, которых старики иногда называли тибетскими, но все они в один голос заявляли, что такие собаки были невероятно редкими даже в стародавние времена.
Своей национальной бурятской породы собак у бурят никогда не было, им было не свойственно заниматься собаководством, несмотря на почти повсеместное скотоводство. В словаре бурятского языка есть всего три слова о собаке: Нохой – собака, Гулег – щенок, и Хотошо – дворняжка, дворовая собака. Дворовой собакой может быть любая беспородная или породная собака, а у нас в Сибири – лишь бы не замерзла зимой. Логической связки между понятием дворняжка и понятием порода – не существует в природе.
Географическая структура Бурятии сильно разнится от невероятных просторов Великой Степи – Гоби. Поэтому скотоводы-буряты сбивали не очень большие стада, примерно до 500 голов. В Монголии привычное количество скотины на отаре – это до 5000 голов. Кроме того, в Бурятии было более распространено отгонное скотоводство, а в Монголии – кочевое круглогодичное. Это одна из главных причин для монгольского чабана в жизненной небходимости содержать на отаре несколько собак, тогда как бурятскому чабану хватало собственно себя или еще одного помощника.
Если в культурном наследии бурят нет ни слова о пастушьих собаках, то культура монголов изобилует сведениями о собаках, причем на самом высоком уровне. Изображения монгольских овчарок встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи. О них говорят в легендах, в шаманских призываниях, в песнях-сказах улигеров, в поэмах, в юролах-благопожеланиях. Они есть в традициях содержания, воспитания и захоронений самих собак, и даже в государственных законах, защищающих собак. Убийство собаки было делом не богоугодным. Ни в одной стране мира этому нет аналогов.
Я немного забежала вперед, но тогда первые сведения о «монголятах» стала находить в архивах Русского Географического Общества (РГО), которые были в Хранилище Восточных Рукописей (ХВР). Они были в отчетах путешественников прошлых столетий, в китайских летописях, в научных исследованиях археологов. До начала своих поисков я полагала, что первые собаки «зародились» в Монголии, а уж оттуда ушли на Тибет и в другие стороны, но, собранные мною доказательства привели меня к убежденности в том, что собаки «вышли из Тибета», а потом распространились по всему миру. И действительно, не будучи углубленным специалистом, любому человеку видно, что монгольские овчарки очень похожи на тибетских догов (мастифов).
Иркутские археологи в местечке Усть-Хайта обнаружили череп собаки, датированный 8300 лет, который внешне очень похож на череп монгольской овчарки, расхождения весьма незначительны, учитывая восьмитысячелетнюю разницу возраста черепов! Сбор доказательств в пользу того, что, наконец-то, хоть у одной породы появится ископаемый предок, - вопрос времени.
Ученые Шведского Королевского Технологического института г. Стокгольма исследовали ДНК более 500 пород собак со всего мира. Четырехлетнее исследование собачьей генетики включало в себя изучение митохондриальной ДНК. По мнению старшего научного сотрудника института Питера Саволяйнена, нынешние собаки несут в себе гены, по меньшей мере, пяти волчиц. «Получается, что собаки сформировались в Восточной Азии и оттуда расселились по всему миру», - говорит ученый. Что ж, центр Восточной Азии это Тибет.
Естественно, поиски монгольской овчарки привели меня в Монголию. Там любую пастушью собаку называют хоньч нохой (овечья собака, овчарка от слова хонин - овца). И все пять национальных чисто монгольских пород собак могут пасти скот: бангхар, узэмчи, тайга-нохой, борз-нохой, шарайд, но всех превосходит бангхар по своей надежности и самостоятельности мышления.
В Монголии есть немало преданий, которые прямо говорят, что монгольская аборигенная собака в давние времена мигрировала из Тибета. Один паломник ходил на Тибет поклониться буддийскому божеству Ехэ Джуу. Обратно он вернулся с необычным алхумчином (собака сопровождения). Это был белогрудый бангхар с «дурвэн нудтэй», то есть «четырехглазый». Ему приписывают способность видеть злых духов «второй парой глаз» даже, когда он спит. У некоторых бангхаров есть привычка застывать в сидящей позе с закрытыми глазами, - монголы верят, что они молятся за своих хозяев. Поэтому таких собак в Монголии называют «зуугийн нохой» (молитвенная собака), считают их божественными животными, получившими благословение от бога Джуу. Во

Толково!: 0 
Профиль Ответить
Mistergood
новичок




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 21:02. Заголовок: Re:


время благопожеланий такой умершей собаке говорят, чтобы ее душа, вернувшись на Тибет, переродилась там в человека: «В следующей жизни родись человеком в стране богов», значит, ламой, при этом нужно было похоронить собаку на вершине снежной горы так, чтобы ее голова «смотрела» на юг, то есть, на Тибет. И хотя современные кинологи знают, что «четырехглазие» это рецессивный генетический признак, все-таки, в глубине души многие отдают предпочтение именно ему, - столь глубоки корни веры в чудо.
Вероятнее всего, с кочевниками Азии, будь они скифы, хунну, тюрки или монголы, распространились по всему миру потомки тибетских собак. И, несмотря на прошедшие тысячи лет, потомки тибетских псов – бангхары не изменились в основном: массивная голова, вполне мощный костяк, врожденные охотничье-пастушье-сторожевые навыки поведения, а главное – высокий природный интеллект.
К слову о монгольской овчарке, стоит рассказать о древнем народном календаре монголов, который официально был введен в Монголии в 1210 году.
Каждое животное определяло хозяйственное назначение того места, с которым его связывала традиция. Так, Собака – символ охоты, в северо-западной части юрты под знаком собаки хранилось оружие, и т.п. Год Собаки считался твердым, мужским годом. Рожденного в год Собаки мужчину, считали прирожденным воином и охотником. Монгольская пословица «Скотоводу нужна собака, охотнику – ружье», говорит о том, что собаку сравнивают с орудием производства.
Например, знаменитый на всю Монголию охотник Ч.Лувсан за 20 лет с помощью монгольской аборигенной собаки – бангхара добыл 22 000 сурков, 200 рысей, 900 волков, 40 медведей! Диапазон возможностей – от норной зверушки сурка до громадного хищника медведя! Никакая охотничья собака на такое не способна, только: или-или. Иногда среди зверовых лаек встречаются более-менее универсалки, способные и по белке, и по соболю идти, и не побояться лося или медведя тормознуть. Ведь лайки – это тоже очень древняя порода собак.
В монгольских законах того времени, таких, как «Кодекс монгольских ойратов» и «Общественный строй Халхи» 1709 года, имелись указания, запрещающие бить и убивать собак. В историческом законодательном документе «Халхасский Кодекс Монголии» имеется пункт закона, в котором сказано: «Нельзя убивать здорового коня, белокурого гуся, змею, лягушку, турпана, козленка антилопы, жаворонка, собаку. А человек – свидетель убийства, – был вправе забрать лошадь у нарушителя». В этом же документе постановлялось, что к неприкосновенному для чиновников и кышыктенов имуществу причислялись собаки «Бангхар», «Тайган», «Шарайгол», а к имуществу, не отбираемому у простого человека, - бангхар или его щенок. Также при убийстве этой сторожевой собаки расплачивались двухгодовалым бычком.
Таким образом, тот факт, что человек не имел права посягать на собаку в качестве чужого имущества, показывает, что еще с давних пор собака была любима и оберегаема монголами. К тому же до конца жизни монгольская овчарка была верна своему хозяину, плохо переходила и тяжело привыкала к другому хозяину. Известно немало случаев, когда после смерти хозяина или его отъезда навсегда, собаки умирали от тоски.
Если проанализировать монгольское слово нохой – собака, то оно имеет происхождение от слова нохор – товарищ, близкий друг человека.
В медицинской практике от монгольской аборигенной собаки использовали желудочный сок и составные ферменты слюны: лизоцин и муцин.
В старинном сочинении «Монгольские драгоценные четки» говорится, что «эта монгольская собака умна, находясь дома, охраняет двор, охотясь, ловит диких животных. По описанию «монгольская собака была свирепой собакой крупных размеров, с 4 сильными ногами, с широкой напористой грудью, обладает хорошей закалкой, выдержкой, силой воли».
В Монголии немыслимо встретить монгольскую овчарку, проживающую в квартире, и в городах они – великая редкость. Но собаки, охраняющие жилища на цепи вряд ли могут победить волка, хотя храбрости им не занимать. Хорошая пословица «Волка ноги кормят» говорит о том, что волк всегда в бегах, то есть, в прекрасной физической форме. Те бангхары, которые постоянно ходят на охоту и работают по охране скота – не менее накачаны и от природы имеют усиленно развитое дыхание. Кроме «табу» на убийство домашней живности, наработанное тысячелетиями, у этих собак практически

Толково!: 0 
Профиль Ответить
Mistergood
новичок




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 21:02. Заголовок: Re:


равноценные способности с волками. Кстати, те монгольские овчарки, которые охотятся по крупному зверю, сами, порой, – не меньшие хищники. Там, где скот пасется далеко от цивилизации, бангхары иногда вступают в единоборство с волками, где суть схватки бывает одна – «убей или будешь убит». Поэтому срабатывает инстинкт самосохранения, плюс защита собственности и хозяина, а если на отаре течкующая сука – еще и могучая сила механизма защиты продолжения рода, - то монгольские овчарки идут убивать волков (которые могут противопоставить лишь голодную злобу и хищнический инстинкт), не оставляя им не единого шанса, и, практически, становятся волкодавами. Такие собаки получают прозвище Гарз или Хасар, - значит волкодав. Такие случаи происходят зимой, в декабре-феврале, когда у сук монгольских овчарок идет течка, а голод толкает волков на безрассудство. Конечно, год на год не приходится, но все-таки. В тех местах, где собака задавит волка, об этом долго помнят и люди, и волки, и другие хищники. Пока живы те, кто помнит, скот под присмотром собак пасется, как заговоренный, - все хищники обходят его стороной. Хотя сами монгольские овчарки не ищут конфликтов, воевать им приходится не только с волками, но и с рысями, манулами, шакалами, и даже с хищными птицами, для которых зарезать и стащить ягненка вполне по силам.
Эта та приятная сторона медали, которой можно гордиться, что «монголята» - все еще не заводская порода собак. Как сказал Булат Ширибазаров в повести «Великий чабан»: « У трусливого хозяина не может быть настоящего волкодава. Он не может дать собаке того, чего у него нет, – отваги и благородства. Вот оно, еще одно зеркало! Дело ведь не в породе, а внутренней силе!»
Советские офицеры, служившие в Монголии, помнят, как новобранцев инструктировали о том, что солдат не должен подходить к стаду домашних животных, охраняемых монгольскими овчарками, на ошейниках у которых, были подвязаны красные тряпки. Такие собаки жестоко расправлялись с любым желающим подойти и присвоить скот, хотя к юрте они разрешали подходить и говорить с хозяевами, но, подобравшись, молча наблюдали за поведением чужака.
Но и монгольские, и тувинские, и калмыцкие шаманы, призывая Дух Собаки – охранительницы очага, описывают одну и ту же собаку. По некоторым версиям ученых-шаманистов этим призываниям от 9 до 12 тысяч лет, а, возможно, на пару тысяч лет больше. Вот что говорится в одном из призываний, записанных ученым, поэтом-шаманом К.Л. Монгушем.
«…Воображаю, что глаза твои в каких-то очках,
Морда твоя предчувствует дурной запах беды.
Близость страха заставляет тебя выть протяжно,
Близость грозы заставляет тебя выскочить быстро.
Хвост твой красуется мохнатым гнездом дивно,
В твоих ушах серьги чудны и зрелищны.
Мухортая собака, шерсть у тебя темна и бархатна…»

1. «…воображаю, что глаза твои в каких-то очках», - монгольские овчарки имели прозвище шилт нохой - «очкарики» за светлые ободки вокруг глаз; подобие таких же «очков» встречаются у тибетских мастифов – предков «монголят», но больше ни у какой породы собак в мире.
2. «…морда твоя предчувствует дурной запах беды», - это интуиция, за которую «монголяток» считали способными защищать людей от злых духов. Общение с этими собаками убедило меня в том, что древние не зря так считали;
3. «…близость страха заставляет тебя выть протяжно», - страхом древние люди называли смерть. До сих пор эти собаки воют в предчувствии смерти;
4. «…близость грозы заставляет тебя выскочить быстро», - то есть, реактивность «монголятки» шла на опережение молнии. И сегодня молниеносность реакций монгольских овчарок поражает как громом потому, что из-под их флегматичности это выглядит особенно эффектно;
5. «…хвост твой красуется мохнатым гнездом дивно», - действительно, длина хвостовых остевых волос достигает 30 см в период оброслости, плюс очень густой подшерсток, - и вот вам «мохнатое гнездо» в закинутом под острым углом на спину колечке-хвосте;


Толково!: 0 
Профиль Ответить
Mistergood
новичок




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 21:02. Заголовок: Re:


6. «…в твоих ушах серьги чудны и зрелищны», - на внутренней поверхности уха шерсть длиннее, и, собираясь в маленький пучок, образует тоненькую прядь волос для стока влаги, выходящую за пределы уха на 3-5см, и покрытую тончайшим слоем жира, - поэтому на такую «прядку» наматываются «серьги» из линялой шерсти, если ее не вычесывать хотя бы неделю. Кстати, подобная «прядка-мерник» для стока влаги у «монголяток» есть на конце хвоста, обычно, она длиннее остевого волоса и белесая;
7. «…мухортая собака, шерсть у тебя темна и бархатна», - мухортая, значит полинявшая, но даже в этом состоянии шерсть у собаки темна и бархатна и в наши дни, как с виду, так и на ощупь. Напоминает шкуру морского котика. Кстати, у тибетских мастифов тоже встречается бархатная шерсть.
Что же у «монголятки» еще есть такого, чего нет ни у какой собаки в мире? Итак,
1) «люстровый блеск» бархатной шерсти; всегда блестящая шерсть и красивый экстерьер вызывают восхищение окружающих;
2) шерсть не имеет запаха «псины»; например, когда с улицы заходишь в помещение с собакой, то неизбежно вносишь с собой резкий запах «псины», особенно ощутимый там, где нет животных, - но с «монголяткой» вам это не грозит.
3) в темноте глаза «монголяток» светятся красновато-оранжевым цветом, - понадобились тысячелетние наработки для закрепления этого признака, чтобы в темноте вместо хищников, глаза которых светятся зеленым цветом, не убить свою же защитницу – собаку;
4) долгожители, свободно доживают до 20 лет и более, причем, в условиях круглосуточной и круглогодичной работы под открытым небом;
5) великолепный вестибулярный аппарат: а) бегают по одной линии, б) легко преодолевают вертикальные препятствия;
6) богатство пуха, в период линьки с собаки можно вычесать до 1000 грамм пуха;
7) врожденная неконфликтность,- по характеру флегматики, причем с очень уверенным и независимым видом;
8) безграничная преданность до такой степени, что после смерти хозяина или его отъезда навсегда, собаки умирают от тоски;
9) и, конечно, главное достоинство – это мощный, я бы назвала его дьявольский, интеллект «монголят», как наследие нам, людям, от тысячелетий.
Однажды я привела «монголятку» Шуудэр в питомник мясокомбината, где работаю, то она ночью сделала подкоп, подгрызла часть забора и сбежала вместе со щенком, причем прошла незамеченной ни внутренней охраной, ни наружной, ни камерами видеонаблюдения. Зная, какая Шуудэр ýшлая, я пришла на работу пораньше, в 6 часов утра, но ее уже не было. Опросив охрану, я пробежала в ее поисках по поселку, дошла до своего дома, а она поджидает меня со щенком у ворот. Глаза отчаянные, щенка ко мне подталкивает, меня и подкусывает, и ластится, мол, чего ж ты меня с ребенком бросила в чужом месте, как же мы без тебя жить будем?!
Кстати, некоторые монгольские чабаны, не имеющие понятий о том, что такое «кинология», «селекция», по сути, сами являются кинологами от Бога. Из поколения в поколение они продуманно и целесообразно ведут отбор своих «монголят», целью которого является восстановление их самих, и прежней величины этих священных собак, но без малейших потерь качественных характеристик. Обратите внимание на рабочего бангхара со снимка «Увэрхангай», он блестит так, как иногда может блестеть далеко не всякая собака с международных выставок, и то с помощью самой дорогостоящей косметики и кормов. А ведь у этого бангхара морда вся седая, хотя силища из него так и выпирает, несмотря на его 16 лет. Перед вами - работа кинолога от Бога.
Монгольский ученый, доктор с-х наук, Амгаасэдийн Осор, в 80-90-х годах ХХ столетия в своей диссертации первым основательно изучил, исследовал и доказал практическую ценность этой эндемичной собаки. Он считает, что по сравнению с другими породами собак, у монголятки более мощный иммунитет, и соответственная ему система регенерации, свойственные организму древних аборигенных животных, поэтому они живут так долго в экстремальных условиях.
Современные ученые назвали этот фактор «экологическая пластичность».


Толково!: 0 
Профиль Ответить
Mistergood
новичок




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 21:03. Заголовок: Re:


Быть может, изучив механизм создания и поддержания мощного иммунитета этой уникальной собаки, человек будет иметь среднюю продолжительность жизни, например, на сто лет больше?! А изученный механизм ее уникальной системы регенерации поможет решить человечеству проблему восстановления утраченных конечностей?!
Мало кому известно, что, начиная с 1932 года до 2-ой мировой войны, монгольские овчарки состояли на службе в сибирских войсках НКВД. Но, слава Богу, в архивах сохранились бесценные доказательства службы монголяток. В 1937 году на 3-ей Краевой выставке Восточной Сибири в г.Иркутске, в которой принимали участие более двухсот собак региона, монгольские овчарки из питомника НКВД взяли все Золотые и Серебряные медали. «Монголята» были высоко оценены на охранной и следовой службе, а также за свою неприхотливость к условиям сурового края.
Служебные качества монгольской овчарки таковы, что они могут работать как при минус 40, так и при плюс 40 градусов, потому что сама порода формировалась на протяжении тысячелетий именно в резко-континентальном климате Гобийской Монголии.
Кто, кроме монгольских овчарок, сможет собрать в кучу во время пыльной бури или снежной пурги, и провести на хоттон-стойбище тысячи растерянных и ослепших овец?
Биологически-хозяйственные особенности этих животных наряду со всеми номадными позволяют им круглогодично работать по охране и управлению скотом в качестве незаменимого помощника человеку. Кроме того, морфофизиологические особенности и психотип, с помощью которых эти собаки тысячелетиями побеждали хищников (волки, рыси, медведи), позволяют монгольским овчаркам стать очень серьезным противником для среднеазиатских и кавказских овчарок в традиционных собачьих боях у народов Средней Азии, в наше время – не только у них.
В новой ситуации перехода к рынку и, практически исчезнувшей государственной поддержки аграрного сектора экономики, возникает проблема обеспечения населения экологически чистой, без использования генетически модифицированного материала, сельхозпродукцией. С этой точки зрения наиболее выгодны номадные формы разведения, которые являлись основой традиционного природопользования кочевых народов Азии.
Например, монгольское животноводство невозможно себе представить без использования пастушье-сторожевых собак. Монгольские чабаны утверждают, что каждая собака заменяет, по крайней мере, двух рабочих и двух охранников, не считая оружия и боеприпасов. Если бы они не использовали собак, то транспортные расходы на поиск и перегон животных возросли в 2-3 раза, труд животноводов стал более тяжелым, а потери скота и себестоимость продукции увеличились бы не в один раз.
Общей особенностью номадного животноводства является то, что многие виды аборигенных животных относятся к исчезающим и редким, вследствие бессистемной метизации их культурными породами.
Если разведение монгольских овчарок передать на откуп только общественным кинологическим организациям, то оно приведет к безрезультатному размножению в смысле потери уникальных способностей реликтовой собаки. Это может произойти вследствие отсутствия исследовательской базы и штатных специалистов-селекционеров в этих организациях. Поэтому сохранение оставшихся в живых, становится актуальной проблемой, требующей для своего разрешения серьезных интеллектуальных усилий и государственной поддержки.
Поэтому приглашаем к сотрудничеству заинтересованных лиц, готовых заняться разведением этих уникальных редчайших животных под руководством нашего генофондного питомника «Mongoldog», созданного под учредительством Байкальского Института Природопользования в Сибирском Отделении Российской Академии Наук.

Галина Яворская, автор книги-исследования «Монгольская овчарка»,
руководитель питомника «Монголдог»,т.(3012) 48-37-50,
e-mail: mongoldog@pochta.ru
Владимир Тайшин, д.б.н., профессор кафедры
кормления, разведения и ветеринарной генетики ИрГСХА,
академик Монгольской АСХН, т.(3012) 43-35-13.


Толково!: 0 
Профиль Ответить
Mistergood
новичок




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 21:03. Заголовок: Re:


С Т А Н Д А Р Т
Монгольской овчарки

Общее впечатление о животном: ладно скроен, крепко сшит, - монолит.

Собаки среднего и выше среднего роста, крепкого и крепко-грубого типа сложения, с достаточно массивным костяком, мускулатура очень плотная и сильная, формат немного растянут в большей степени для сук, чем для кобелей. Нижний предел роста для кобелей 63см, для сук – 56см в холке. Половой тип хорошо выражен, кобели крупнее и массивнее сук. В силу тысячелетних экстремальных условий жизни, у них от природы мощный интеллект, хорошо и слаженно работают в стае, неприхотливые, легко приспосабливаются к различным климатическим условиям, сильные, смелые, злобные по существу, с врожденной недоверчивостью к посторонним, самодостаточные.
Особенности поведения. Держатся всегда уверенно. Поведение спокойное, уравновешенное (флегматики). Легко управляемы.
Голова. Пропорциональная общему сложению, массивная, широкая в черепной части, с развитыми, но не выступающими скулами и слабо выраженными надбровными дугами. Затылочный бугор сглажен за счет хорошо развитой мускулатуры. Переход ото лба к морде «стопом». Лобная борозда глубокая и широкая. Морда на конце тупая, по длине равна или чуть короче длины черепной части, хорошо заполненная под глазами, одинаково широкая и глубокая в основании; при осмотре спереди, сверху и в профиль в виде трапецевидного клина, суживающегося к мочке носа, полностью пигментированной, которая имеет форму небольшого аккуратного треугольника с овальными краями. Нижняя челюсть массивная, широкая. Губы плотные, суховатые, полностью закрывают нижнюю челюсть, образуя в уголке складку кожи.
Уши Небольшие, треугольной формы, висячие, низко поставленные – основание ушей на уровне или чуть ниже линии глаз, покрыты мягкой короткой шерстью. На внутренней стороне уха шерсть длиннее и светлее, образует маленькую прядку, свисающую из уха, на которую в период линьки наматываются «серьги чудны и зрелищны».
Глаза. Очень выразительные, овальные, карие любого оттенка, чаще в тон подпала, широко расставлены, поставлены слегка косо. В период оброслости глаза выглядят глубоко посаженными и прямовато поставленными. Зрачки очень маленькие, так как зрение собак адаптировано и на очень дальнее, и на очень близкое расстояние. При взгляде на солнце, зрачки становятся точками. На свету, целиком заполненные радужки глаз коричнево-ржавого цвета, создают впечатление горящих угольков. В темноте глаза монгольских овчарок светятся оранжево-красноватым цветом, тоже, как угольки. Веки сухие.
Зубы. Белые, крупные, крепко сидят на деснах, в полном комплекте (42 зуба), правильно и равномерно расположенные. Челюсти массивные, раскрываются почти на 180◦, прикус: ножницеобразный, прямой, и плотный перекус без отхода, независимо от возраста.
Шея. Мощная, короткая, изогнутая, широкая в основании, низкого постава, хорошо обмускуленная, одета густой, почти стоячей гривой. «Подвес» образуется за счет шерсти. В период оброслости надзатылочная часть шеи слегка возвышается над головой, отчего та кажется втянутой в плечи.
Корпус. Литой, сильный, мускулистый, линия верха широкая, ровная. Грудь глубокая, широкая, с настолько изогнутыми ребрами, что грудная клетка имеет сердцевидную форму, тем самым, обеспечивая интенсивное развитие жизненно важных органов, которая получает законченное развитие к 3 годам жизни. Передняя часть груди хорошо развита и выступает вперед по отношению к плечу. Грудина опущена ниже

Толково!: 0 
Профиль Ответить
Mistergood
новичок




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 21:03. Заголовок: Re:


локтей. Туловище несколько длиннее, чем высота в холке, чаще у сук. Общее впечатление массивности или «набыченности» передней части туловища усиливается в период оброслости за счет хорошо выраженной, изогнутой холки, широкой черепной части головы, плюс глубокой, широкой и объемной груди. Живот умеренно подтянут. Спина крепкая, широкая, прямая, с хорошо развитой мускулатурой. Поясница короткая, широкая, упругая, образует небольшую выпуклость. Круп широкий, мускулистый, с легким наклоном, умеренной длины. Весь корпус выглядит, как единое целое.
Хвост. Высокопосаженный, толстый, с густой и пушистой шерстью, образующей с нижней стороны «подвес» длиной от 15 до 30см. В возбужденном состоянии держит хвост закинутым под острым углом на спину плотным колечком, которое в оброслости образует «мохнатое гнездо». В спокойном состоянии хвост держит «поленом». Длина хвоста достигает скакательных суставов.
Передние конечности. При осмотре спереди – прямые, широко и параллельно поставлены. Пясти слегка наклонные, крепкие, жилистые. Плечи мускулистые; угол плечелопаточного сочленения около 100 градусов. Длина передней ноги в локте немного больше или равна половине высоты собаки в холке.
Задние конечности. При осмотре сзади – прямые и параллельные, поставлены несколько шире передних. Бедра широкие, мускулистые. Голени средней длины, плюсны короткие, низкие, поставлены отвесно. Углы коленных и скакательных суставов умеренно выраженные и четко очерченные.
Лапы. Маленькие, аккуратные, округлые, пальцы собраны в «кошечку», с хорошим опушением между пальцами. У собак южногобийских районов Монголии лапы несколько распущенные от движения по песку.
Кожа. Тонкая, эластичная.
Шерстный покров. Шерсть гладкая и блестящая, бархатистая, имеет «люстровый блеск». Остевые и покровные волосы тонкие, но жесткие, упругие, прямые, не прилегающие, не шелковистые, не волнистые. Пуховые волосы образуют очень густой и плотный подшерсток. Шея и плечи, покрытые густой шерстью, образуют подобие гривы, на бедрах задних ног «штаны». В остальных местах шерсть примерно одинаковой длины. У собак южногобийских районов длина шерсти 5-7см, у собак северо-западных районов длина шерсти 7-10см. Кобели одеты гораздо лучше сук.
Окрас. Черно-подпалый, глубокий черный и сплошной рыжий, - все три окраса с небольшим, четко очерченным, белым пятном на груди, что говорит о наследственной консервативности данной породы. Характерен красноватый отлив черной шерсти, встречающийся у первых двух окрасов, на который оказали влияние красные волки, обитающие в Центральной Азии. Большая часть особей имеет светлые ободки вокруг глаз - «очки». Любой другой окрас указывает на влияние других пород собак, беспородных или прямую метизацию с волком и по наследству устойчиво не передается.
Голос. Сиплый и басистый.
Движения. Характерными движениями монгольской овчарки являются легкая или стелющаяся рысь (след в след), переходящая в свободный размашистый галоп. Движения всегда легкие стремительные, на хорошей скорости ставят лапы по одной линии, чем подтверждают великолепный вестибулярный аппарат. Шаг медленный и целенаправленный. Монгольским овчаркам свойственно не делать лишних движений, вести себя достойно и не суетливо.

Автор и разработчик стандарта: Яворская Галина Николаевна____________________

Ответственный редактор:
академик Монгольской Академии Сельскохозяйственных Наук,
академик Российской Академии Естественных Наук,
профессор кафедры кормления, разведения и ветеринарной генетики ИрГСХА, д.б.н.Тайшин Владимир Алексеевич_____________________________________________


Толково!: 0 
Профиль Ответить
Лада
Первый караульный; КС- I, ЗКС - I.




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 21:23. Заголовок: Re:


А фотки своих собак она разрешила поставить?

Толково!: 0 
Профиль Ответить
Mistergood
новичок




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 22:26. Заголовок: Re:


Лада

да но у меня пока нет времени так что если что выставляите.

Толково!: 0 
Профиль Ответить
mihko
болтун


Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 22:32. Заголовок: Re:


Скока букв

Толково!: 0 
Профиль Ответить
Лада
Первый караульный; КС- I, ЗКС - I.




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 23:02. Заголовок: Re:






Толково!: 0 
Профиль Ответить
Лада
Первый караульный; КС- I, ЗКС - I.




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 23:02. Заголовок: Re:





Толково!: 0 
Профиль Ответить
Лада
Первый караульный; КС- I, ЗКС - I.




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 23:03. Заголовок: Re:




Толково!: 0 
Профиль Ответить
Лада
Первый караульный; КС- I, ЗКС - I.




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 23:04. Заголовок: Re:




Толково!: 0 
Профиль Ответить
Лада
Первый караульный; КС- I, ЗКС - I.




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 23:05. Заголовок: Re:




Толково!: 0 
Профиль Ответить
Лада
Первый караульный; КС- I, ЗКС - I.




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 23:05. Заголовок: Re:




Толково!: 0 
Профиль Ответить
Лада
Первый караульный; КС- I, ЗКС - I.




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 23:08. Заголовок: Re:







Толково!: 0 
Профиль Ответить
Лада
Первый караульный; КС- I, ЗКС - I.




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 23:08. Заголовок: Re:





Толково!: 0 
Профиль Ответить
mihko
болтун


Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 23:15. Заголовок: Re:


Хоть картинки появились, а то буквы задолбали совсем.
Эй Лада - горе- модератор, фотки нада по размеру уменьшить.

Толково!: 0 
Профиль Ответить
Лада
Первый караульный; КС- I, ЗКС - I.




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.06 23:15. Заголовок: Re:


Фотки правда не все. Трафа мало все выкладывать.

Толково!: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 311 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  8 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Администрация сайта "Белые азиаты Прибайкалья" оставляет за собой право использовать сообщения в форуме для публикации на страницах сайта.