bahorka
|
| |
Пост N: 54
Зарегистрирован: 19.03.08
|
|
Отправлено: 21.01.09 03:20. Заголовок: Очень заинтересовал ..
Очень заинтересовал мертвый город.покопалась в сети,вот что нашла.может кому тоже интересно будет! Мерв являлся столицей процветающей области Маргианы и важнейшим узлом на международной караванной трассе Великого шелкового пути задолго до наступления нашей эры. Что касается названия города, то в священной книге зороастрийцев «Авеста» он обозначен как Моуру. В последствии название неоднакоратно менялось — Маргуш, Маргиана, Маргав, Мару и Мерв. В период средневековья Мерв получил особый эпитет Шахыджан, что буквально переводится как «Душа царей», иными словами — мать всех городов Хорасана, на который опирается мир. В арабский период Мерва здесь проживал знаменитый, сказочный владетель всех сокровищ мира халиф аль-Мамун, а город был культурным центром, столицей арабского халифата. Раннесредневековый Мерв был родиной таких выдающихся ученых, как врач, философ и путешественник Барзуе, певец и музыкант Барбут, поэты Энвери и Масуди Мервези, историк Самани, астроном Хабаш, философ и поэт Омар Хайям и многих других. Руины старого Мерва, расположенные к северо-востоку от города Байрамали, включают несколько городищ, каждое из которых заслуживает особого внимания и изучения — Эрк-кала, Гяур-кала, Искандер-кала, Шахриар-кала, Султан-кала, Малая Султан-кала, Абдуллахан-кала, Байрам-Алихан-кала, Шаим-кала. Эрк-кала — центральное ядро древнего Мерва. Своими оплывшими, но сохранившими большую высоту и мощь, стенами Эрк-кала ярко выделяется среди других крепостей. Площадь ее составляет около 20 га с расположением в центре от северного фасада стен Гяур-калы. В настоящее время высота крепостных стен с крутыми склонами и четко вырезанными башнями достигает 25—29 м. На внутренней стороне городища возвышаются остатки дворца правителя. Северная часть Эрк-калы представляет ровную низкую площадь, предназначенную для скопления больших масс народа, а на южной половине выделяется значительная толща разновременных культурных напластований. На этой же стороне Эрк-кала имела единственный въезд в виде пандуса. Именно Эрк-кала получила некогда название города Моуру или Маргуш, которое упоминалось в Бехистунской наскальной надписи, оставленной в 522 г. до н. э. В ту далекую пору Маргиана была плодородным оазисом, об изобилии ее земель создавались легенды. Например, древнегреческий историк Страбон писал, что здесь встречались виноградные лозы, ствол которых с трудом могли охватить двое мужчин, и гроздья достигали длины в два локтя. В IV в. до н. э. город Маргуш и вся Маргианская область была завоевана войсками Александра Македонского. Город стал именоваться Александрией Маргианской, однако, вскоре после смерти великого полководца, с распадом его огромной империи маргианские земли вошли в состав сирийского государства Селевкидов. По свидетельству Страбона, селевкидский царь Антиох I Сотер (281—261 гг. до н. э.) был столь поражен плодородностью земель Маргианы, что приказал обвести весь орошаемый оазис специальной защитной стеной, протяженностью около 250 км. Антиох приказал основать город, который впоследствии в его честь стал именоваться Антиохией Маргианской. При возведении крепостной стены нового города местные зодчие опирались на высокий опыт эллинистического градостроительства. Остатки этой обширной крепости расположены в пределах Гяур-калы. Городище Гяур-кала представляет мощнейшее фортификационное сооружение античности, площадью свыше 300 га, а толща накопленных столетиями культурных слоев здесь достигает до 12 м. -II в. н. э. Мерв достигает высшей степени своего развития, вплоть до первой половины III в. н. э., когда Маргианабыла завоевана Сасанидами. Правление этой знаменитой династии длилось до 651 г. Затем Мерв был завоеван арабами и именно здесь был убит последний сасанидский царь Иездигерд III. С этого времени жизнь в Мерве начинает перемещаться в западный пригород, где в X-XI вв. начинают интенсивно осваиваться новые участки, вошедшие в основу планировки будущего города. Время наивысшего развития средневекового Мерва и окончательного утверждения планировки приходится на XI-XII вв., когда Мерв становится столицей государства Великих Сельджуков. По приказу сельджукидского султана Мелик-шаха (1072—1092 гг.) город был обнесен протяженной крепостной стеной и рвом. В настоящее время эта крепость, площадью свыше 400 га, известна, как Султан-кала — Крепость султанов. Застройка города осуществлялась по обеим сторонам канала Маджан. В северо-восточной части Султан-калы была возведена цитадель — Шахриар-арк, где располагались дворцовые комплексы султанов, здания административного назначения и воинские казармы. Крепость Искандер-кала в северном обводе и малая Султан-кала в южном обводе были построены позднее, с целью защиты густонаселенных пригородов Мерва дополнительными оборонительными стенами, т. к. в эпоху Сельджуков городская жизнь перехлестнулась далеко за крепостные стены Султан-калы. От Мерва XI-XII вв. — времени его наивысшего расцвета и благополучия — сохранился ряд прекрасных архитектурных сооружений, которые являются национальной гордостью туркменского народа. Среди них, дворец сельджукидских правителей и административное здание в Шахриар-арке, возведенные из сырцового кирпича. Беспримерным памятником начала XII в. является мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда, расположенный в западном пригороде средневековой Султан-калы. Небольшой по размерам мавзолей вызывает восхищение выдающимся архитектурным решением. Фото10 В интерьере мавзолея имеется уникальная настенная надпись на арабском языке, выполненная из жженого кирпича с фигурным орнаментом, впервые расшифрованная профессором М. Е. Массоном в 1950 г. Благодаря этой надписи стало известно, что мавзолей был возведен над могилой представителя шиитского толка в исламе Мухаммеда ибн Зейда, потомка халифа Али в пятом колене, по приказу правителя области Мерва Шерефеддина Абу Тахира в 1112—1113 гг. Мавзолей Мухаммеда ибн Зейда расположен на западной окраине древнего Мерва, на правом берегу древнего канала Хурмузфарра. Неподалеку находится большая земляная насыпь, явственно обозначающая крепость-кешк раннефеодального периода. Мавзолей увенчан куполами, один из которых более высокий и масштабный, чем остальные. Время возведения мавзолея определяется началом XII в.(1112—13 гг.). Архитектурный стиль памятника XII в. восхищает гармоничностью и простотой. Фундамент здания до уровня настенных надписей заложен из сырцовых кирпичей, размерами 27×27 × 8 см. и 25×25 × 6 см. Затем, как завершение сырцовой кладки, поверх стен проходит широкий фриз, оформленный арабской куфической надписью. Буквы, искусно выточенные из жженного кирпича, рельефно выступают на фоне мелкого растительного узора, сделанного из гипсовой штукатурки. Это, поистине, один из великолепных образцов декоративного искусства. Выше надписи, в виде своеобразной елочной кладки проходят подкупольные паруса и тромпы, а затем и сам купол из жженного отесанного кирпича, размерами 18×18 × 3,5 см. и 19×19 × 3,5 см. Но, бесспорно, самым бесценным и величественным архитектурным памятником Мерва является мавзолей султана Санджара. В строгой и классической архитектуре памятника ярко отразились наивысшие достижения и расцвет сельджукской державы. Мавзолей султана Санджара расположен в центре городища Султан-кала, центральной и наиболее масштабной крепости. Сельджукидский султан Муизеддин Санджар, отдал приказ на возведение чудесного загробного дома Дар-ал-ахыре, завещая близким, чтобы после смерти его похоронили там. В 1157 г. его завещание было исполнено. Однако, в 1221 г., когда монгольские войска взяли городище Мерв в осаду, прах султана был перезахоронен, причем, место и время остались неизвестными. Таким образом, под надгробной плитой мавзолея осталась пустота. Мавзолей султана Санджара признан наивысшим образцом архитектурного искусства средневековых мастеров Восточного Туркменистана. Время создания шедевра приходится на период наивысшего расцвета средневекового Мерва. Мавзолей был возведен в центре города, поблизости находятся крупные монументальные здания — дворцы сельджукидских правителей и мечеть. Мавзолей отличает блестящее инженерное решение зодчего, сумевшего создать грандиозный монументальный памятник с двухъярусным куполом. Мухаммед ибн Атсыз ас-Серахсы — величайший мастер, сумел увековечить свое имя в интерьере восточной стены мавзолея. В архитектуре мавзолея султана Санджара восхищает удивительная гармония уравновешенности и симметричность пропорций. Стены, имеющие пятиметровую толщину, представляют ровный квадрат с размером снаружи 27×27 м. и внутри 17×17 м. Общая высота мавзолея составляет 38 м. Конструкция мавзолея на редкость прочна, что достигается за счет фундамента (4,2 м.) и толщины стен (5 м.). Подкупольное строение представляет трехярусные, сквозные галлереи, в виде чередующихся больших и малых арок. Один из восточных историков XV в. писал: «Это одна из величайших построек царств вселенной, и до такой степени прочна, что порча не может коснуться ее». Особенно величественен вид двухъярусного купола. Как известно, подобный тип куполов в европейской архитектурепоявился 300 лет спустя после возведения мавзолея султана Санджара во флорентинском соборе Санта-Мария дель Фьоре великого зодчего эпохи Возрождения Филлиппо Брунелесски. Внутренний интерьер мавзолея отличается строго гармоничными геометрическими узорами под куполом, которые служили не только украшением, но и способствовали укреплению купола. Но, кроме исторической реальности, существует народное сказание о мавзолее султана Санджара. В незапамятные времена он влюбился в небесную волшебницу — пери. В ответ на предложение выйти замуж за земного человека пери ответила: «Я могу стать твоею только в том случае, если ты исполнишь три моих условия. Первое: нельзя обнимать меня за талию. Второе: нельзя смотреть на ступни моих ног, когда я бегаю. Третье: нельзя видеть, как причесываюсь. Султан Санджар принял условия и женился на пери. Но, любопытство было столь сильным, что он нарушил все три условия. Обняв прекрасную деву за талию, он обнаружил, что у пери нет костей. Подсмотрев, как она бегает, султан понял, что пери парит над землей, а, нарушая третье условие, он увидел, что волшебница может снимать голову, ставить ее на золотой столик и причесывать. Обнаружив обман, пери страшно разгневалась и, превратившись в белую птицу, поднялась высоко в небо. Султан Санджар со слезами просил ее: «Я умру, если не увижу тебя». Исчезая в облаках, птица ответила: «Если захочешь увидеть меня, ты должен построить в центре города самое высокое и самое красивое здание. На вершине купола оставь отверстие. Каждую пятницу я стану заглядывать в него, а ты сможешь увидеть меня. Так, благодаря небесной пери был построен этот мавзолей. Об этом повествует легенда». Мавзолей султана Санджара, по данным туркменских историков, пережил времена монгольского нашествия, когда почти весь Мерв был стерт с лица земли. Здание сильно пострадало от времени, разрушены многие элементы его декоративного убранства, но по-прежнему возвышается над всей округой массивный корпус с изящной аркадой, которая охватывает по периметру все четыре фасада мавзолея. Давно не существует и его внешний купол с бирюзовой облицовкой, который, по свидетельству средневековых авторов, был виден на расстоянии одного дня пути. Первоначально мавзолей входил в архитектурный ансамбль крупных царских сооружений (дворца и соборной мечети) в самом центре Султан-калы - имперской столицы Великих Сельджуков. Закончивший свой жизненный путь в 1157 году султан Санджар, чье имя носит мавзолей, являлся последним правителем державы, оставившей яркий след в мировой истории. С именем Санджара связана целая эпоха в истории Туркменистана. До сих пор его мавзолей служит местом паломничества тысяч верующих, не говоря уже о том, что это главный объект притяжения для иностранных туристов, историков и архитекторов. Об архитектурных памятниках средневекового Мерва, таких как усыпальницы асхабов, мечеть Ходжа Юсупа Хемедани, мавзолей Гыз-биби, гробница Пехлевана Ахмеда, Большая и Малая Гызгала, сардобах и ледниках (яхтангах), написано немало научных работ. В Мервском регионе имеются более поздние фортификационные сооружения, например, городище Абдуллахан-кала и Байрам-Алихан-кала. Датировка их возведения относится к XV-XVI вв. В 1221 г. Мерв стал жертвой нашествия войск Чингиз-хана, после которого городская жизнь уже никогда не возрождалась в прежнем богатстве и великолепии. После образования Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв» в декабре 1987 г., архитектурно-археологические памятники городищ древнего Мерва взяты под государственную охрану. Здесь начали проводиться систематические археолого-изыскательские и реставрационно-консервационные работы. поселение было перенесено на место современного города Мары.
|